«Чем дальше от доски, тем полезнее для глаз». Офтальмолог рассказала, где сидеть за школьной партой

Места за первыми партами не гарантируют сохранение хорошего зрения у школьников. Зрительный режим и правильная осанка лучше витаминов для глаз. Вылечить близорукость нельзя, но можно попытаться предотвратить ее быстрый рост. Детский офтальмолог Зоя Курак рассказала, что делать школьникам и их родителям, чтобы не испортить зрение за годы учебы.

Зоя Курак

детский офтальмолог 1 категории медицинского центра «ЛОДЭ»

Чаще всего школьники страдают близорукостью

— За последнее время увеличилось количество детей без так называемого запаса дальнозоркости, то есть с предрасположенностью к близорукости. Это выявляется в результате обследования детей в раннем возрасте.

На развитие болезни оказывают влияние, в основном, три фактора: генетика, рост ребенка и зрительный режим. Из этих трех составляющих для профилактики близорукости можно попытаться изменить только зрительный режим (так как гены — это то, что дано, а рост ребенка — нормальный процесс).

Для профилактики важно, чтобы школьник посещал офтальмолога 1 раз в полгода. Ведь снижение зрения у детей возникает незаметно. Причем не только для них самих, но и для родителей. Нельзя пренебрегать коррекцией зрения, которую прописывает офтальмолог.

Ребенку полезно сидеть подальше от доски, но необходимо учитывать его рост

Сегодня родители все чаще хотят, чтобы их дети-школьники сидели не дальше третьей парты. Мол, так безопаснее для глаз. Это во многом заблуждение.

Такой запрос родителей может объясняться их опасением, что ребенок, сидя на задней парте, не сможет сосредоточиться и будет отвлекаться. Особенно это касается младших школьников.

— Многие мамы и папы считают, что чем ближе ребенок сидит к доске, тем лучше у него работают глаза. Это ошибочное утверждение. Для зрения предпочтительнее, чтобы школьник сидел дальше от доски. Но это в том случае, если он (с коррекцией либо без) имеет относительно хорошее зрение. Важно, чтобы глаза не напрягались и не уставали. Ребенку назначается адекватная коррекция и рекомендуется посадка по росту. Кроме того, при рассадке также учитываются особенности общего развития ученика и его осанка.

Спазм аккомодации чаще встречается у детей

— Когда школьник сидит дальше от доски, глаза работают лучше. Образно говоря, орган зрения получает своеобразную зарядку. Это происходит как бы между делом. Глаз фиксирует предметы (буквы и цифры) на дальнем расстоянии (то есть на доске), в это время мышцы расслабляются. Затем ребенок переводит взгляд к учебнику — глазная мышца напрягается. Чередование расслабления и напряжения — вот главный и правильный механизм работы глазных мышц. Такая работа глаз важна не только для школьников, но и для взрослых.

Когда глаза слишком долго смотрят вблизи, мышцы могут испытывать перенапряжение, возникает так называемый спазм аккомодации. К нему более склонны впечатлительные дети с лабильной нервной системой.

В наши дни причиной перенапряжения глаз у детей становится также раннее использование гаджетов — смартфонов, планшетов, компьютеров. Особенно вредны планшеты и смартфоны для малышей дошкольного возраста. Поэтому гаджеты полностью запрещены детям до 5 лет. А просмотр телевизора разрешен малышам с 2 лет небольшими порциями по 10 минут.

Если спазм аккомодации возникает на протяжении долгого времени, состояние может переходить в близорукость.

— С другой стороны, несмотря на распространенность информации о том, что гаджеты вредны, электронные книги при правильном использовании безвредны. На остроту зрения влияет не носитель, с которого читает человек, а расстояние до глаз и длительность работы. Так, в первом случае это не более 35-40 сантиметров. Во втором — не более часа без перерыва. Вредно лишь читать лежа. Лучше делать это, сидя за столом.

Профилактика заболеваний глаз вполне доступна

Близорукость вылечить невозможно. Однако благодаря профилактике можно замедлить ее прогрессирование. Это касается и детей, и взрослых, но особенно актуально для школьников.

Одна из важных составляющих профилактики — организация рабочего места. Школьники и даже дошкольники много времени проводят за столом. Если первые делают уроки, то вторые — лепят, рисуют, изучают азбуку. Вся подобная нагрузка на зрение должна происходить на правильном расстоянии от глаз (35-40 сантиметров).

Второй момент — мебель, подходящая ребенку по росту, чтобы не было перенапряжения скелетных мышц. Важно освещение. Лучше дневное, но при использовании искусственного следует учитывать несколько моментов. Важный принцип — настольная лампа не должна оказывать слепящего воздействия на глаза. Правильно, если человек не видит нить накаливания. При этом предпочтительнее выбирать теплый цвет.

— Поверхность стола следует выбирать не глянцевую, чтобы избежать отражения и дискомфорта. Необходимо также избегать контрастного освещения. Например, когда рабочее место освещено, а комната в целом — темная. Одновременно с настольной лампой рекомендуется неяркий общий свет.

Средний ряд в школе — самый выигрышный, боковые желательно периодически менять местами

Средний ряд считается лучшим в учебном классе. За этими партами по рекомендации врача обычно сидят дети с косоглазием или школьники, у которых наблюдается большая разница в рефракции между двумя глазами или другие особенности зрительного анализатора.

— Детей с хорошим зрением обычно сажают на любой ряд в классе. Как правило, это боковые парты. Рекомендуется лишь время от времени (раз в четверть или раз в полгода) менять левый с правым рядом местами.

Беречь свое зрение нужно не только в школе, но и дома

Для сохранения остроты зрения нужно не забывать отдыхать. Школьникам рекомендуется делать перерывы через каждые 30 минут работы. Можно, например, выполнять упражнения по Бейтсу (исключая соляризацию и процедуры с водой).

Важен также и пример самих родителей. Необходимо, чтобы ребенок понимал важность режима сна и бодрствования (вовремя ложился и вставал).

— Чтобы мотивировать ребенка на занятия гимнастикой для глаз, достаточно объяснений. Я часто прошу маленьких пациентов представить ситуацию из жизни человека, который не видит. Предлагаю малышу с плохим зрением провести дома эксперимент — закрыть глаза и полчаса не открывать их.

— Для здоровья глаз, как и для всего организма в целом, важно полноценное питание. Я рекомендую своим пациентам меньше сладостей и газированных окрашенных напитков. Зато больше овощей и фруктов. В каждом цветном овоще и фрукте содержатся полезные микроэлементы для глаз. Естественно, в моркови и чернике их немного больше.

Лучшими витаминами для глаз считаются зрительный режим и осанка. Все остальные имеют дополнительное действие. Чаще всего врачи-офтальмологи рекомендуют витамины с лютеином или черникой. Однако приобретать и принимать их нужно после согласования с врачом, ведь малыши могут страдать от аллергии.

— Витамины лишь активируют обменные процессы в тканях глаза, но не лечат болезнь. У каждого пациента при этом свой эффект от их потребления. Кто-то замечает результат сразу, кто-то — нет.

астигматизм и школа

Девочки подскажите кто уже сталкивался. В свое время дочи ставили астигматизм. В школе учимся 4 день. Ребенка посадили на 4 парту возле стены на 1 ряд. Я боюсь последствий. к окудисту записаться проблема. Кто знает можно ли принести справку от терапевта или только от окулиста? и на какую парту можно происть пересадить ребенка? Пока расадили — вперед самых старших 7,5-8 на задние парты самых младщих 6,5.

04.09.2008 15:37:47, Шалотта

13 комментариев

Как посадять ряженка с диагнозом асигматизме 25.05.2018 06:38:50, От родителя

Какую парту пересадить ряженка при астигматизме.? 25.05.2018 06:03:02, От родителя

Наших все время пересаживают.

сама с астигматизммом сидалле на среднем ряду, а вот ограничения пппарты — не было. Но у меня осстрроота зрения не снижаалась.

05.09.2008 12:39:08, Иртим

У нас пересаживают всех каждый месяц. Но дочь может сидеть только на 1парте в среднем ряду (к моему великому сожалению). Справку от окулиста носим каждый год+записано это условие огромными буквами в школьной карте 04.09.2008 21:45:02, Маркуша

Задайте вопрос учителю. Наших пересаживают каждый месяц: меняют ряды (лево-право, ближе-дальше) и соседей по парте. Тех, у кого справки от врача-окулиста дальше второго ряда, вроде не пересаживают. 04.09.2008 17:26:59, Kirushka©

У нас в любом классе (с 1 по 11) первое собрание в году начинается с анкеты для родителей, в которой одним из главных вопрос о зрении. После этого любой кл рук. решает уравнение со многими неизвестными, как всех рассадить, ес-но с учетом тех самых пожеланий. Не знаю, нужная ли официальная справка ( у моих зрение 100%). Но окулист-то нужен вам не для справки! 04.09.2008 16:20:21, hanhi

мы заполняли еще в мае но судя по всему пожелания не учлись.У нас учитель оч.интересный — детей не выводит к родителям то есть увидеть ее нельзя в школу охраники не пускают. Будет собрание на след.неделе попробую поговорить. 05.09.2008 14:41:36, Шалотта

Аналогично. И без всяких справок. У моей были проблемы со слухом, теперь сидит пожизненно на первой, хоть проблемы и ушли :-) 04.09.2008 16:54:18, Irina L

+1 у нас тоже с анкеты начали, а 2 сентября учительница еще и отчиталась, что все пожелания по зрению учла 04.09.2008 16:43:55, Amalgama

Бог мой, если в Москве окулиста найти — проблема, то что ж нам-то в глухой провинции делать! Как краевед говорю (врождённый аст-м, сейчас очки с цилиндрами на -2,5), срочненько к ОКУЛИСТУ, пусть проверят зрение, может уже и близорукость (ТТТ!!!) имеется. Меня тоже вот посадили в первом классе на пятую или шестую парту ряда у стены, а я не видела НИЧЕГО с доски, но никому не говорила — откуда ребёнку в 7 лет знать, как оно должно быть? Слава Богу, мама поняла, что что-то не так, сходили к врачу (за талончиком в три утра, никаких платных альтернатив!), принесли справку — и с тех пор до окончания школы моей партой была «первая парта среднего ряда». Ну там потом в оптике не те очки сделали, да диоптрий дали с запасом, резко пошла прогрессировать близорукость, но это уже другая история… 04.09.2008 16:09:51, Орешник

При асигматизме желательно сидеть в среднем ряду. А что значит «в свое время ставили астигматизм»? Вы разве перед школой диспансеризацию не проходили? Само зрение-то каково? Дальнозоркость? Близорукость? 04.09.2008 16:01:43, (:-)

в нашем варианте можно было легко договориться с учителем, аргументированная беседа и личня просьба могли многое решить.

нам не понадобилось, но другие родители рассадку улучшили для своих ребят.

Кроме того, каждую четверть дети пересаживались по-новому. 04.09.2008 15:54:51, ABDDavidoff

А кто астигматизм ставил? В мед.карте, которую в школу принесли, запись окулиста есть? 04.09.2008 15:47:36, Тигренок в чайнике

Рекомендации по созданию офтальмоэргономических условий образовательного процесса

Мне довольно часто на различных семинарах приходится встречаться с педагогами коррекционных и общеобразовательных школ, поэтому не понаслышке знаю о том, что среди педагогов до сих пор бытует ошибочное мнение о том, что для детей в очках необходимо только лишь предоставить 1-2-3 парты и всё. Это в корне не верно. Детям с нарушением зрения при различных патологиях необходимо выделить определённое место посадки в классе. Поэтому каждый учитель должен знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка с нарушением зрения, для того, чтобы обеспечить офтальмо эргономические условия на уроке.

Особенности размещения детей с нарушениями зрения в классе:

  • при косоглазии без амблиопии следует сидеть в среднем ряду за партой в соответствии с видом косоглазия:
  • при сходящемся — настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения;
  • при расхождении косоглазии — как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Некосящий глаз должен быть направлен прямо на доску.
  • при косоглазии с амблиопией — в среднем ряду на первой парте (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске);
  • детям с диагнозом астигматизм — показан для рассаживания средний ряд. Парта зависит от остроты зрения.
  • при светобоязни, а это явление наблюдается при альбинизме, аниридии, катаракте, дистрофии сетчатки, глаукоме — показано рассаживание дальше от окон, использование жалюзи для защиты от прямых солнечных лучей.
  • при атрофии зрительного нерва, близорукости;
  • требуется большей освещенности при зрительной работе. Этим детям нужна парта у окна.

Обязательно учитывается наличие окклюзии. Если окклюзия левого глаза, то ребёнок сидит справа от педагога, если окклюзия правого глаза — слева.

Для правильной посадки и удобств в работе очень важны размер и конструкции парты. Наиболее удобны одинарные парты, у которых крышка поднимается и ставится под нужным углом. Это дает возможность ребенку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. В тех случаях, когда парта не имеет поднимающейся крышки, необходимо использовать подставку для книг особенно для детей у кого высокая близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол.

Оптимальное расстояние между глазами и объектами зрительной работы для детей младшего школьного возраста с миопией и глаукомой составляет 24 см, для старших школьников — от 30 до 35 см. При остроте зрения 0,06-0,2 это расстояние сокращается до 17-25 см, при остроте зрения 0,01-0,05 до 3-12 см.

Слабовидящие школьники, наклоняясь при чтении и письме, затеняют рабочую поверхность, освещенность страницы при этом снижается. Так, если при чтении текста на расстоянии 33 см от глаз освещенность на странице книги составляет 700 люкс (минимально допустимый уровень), то на расстоянии 10 см — всего 150 люкс. Увеличить освещенность на рабочем месте можно, используя местное освещение с помощью лампы накаливания.

Для слабовидящих детей важна степень равномерности освещения рабочей поверхности. Разница в яркости между рабочей поверхностью и окружающим пространством приводит к повышенному утомлению и снижению зрительной работоспособности.

Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради и прописи с широкой строкой, дополнительной разлиновкой с широким промежутком между строками, и крупной клеткой. Линии должны быть чётко пропечатанными на бумаге с плотной фактурой. Не рекомендуется писать на тонкой и/или глянцевой бумаге. В работе использовать специализированные учебники с крупным шрифтом, увеличенные рабочие тетради и прописи, для уменьшения зрительного напряжения.

Облегчить зрительную работу на уроке также помогут следующие приспособления:

  • подкладной лист;
  • рамка ограничитель;

При нистагме и косоглазии ребенку очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения.

  • следящая линейка.

С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком, к тому же первокласснику трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук (особенно при монокулярном характере зрения, что чаще всего обусловлено наличием косоглазия).

Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные пособия, необходимые конкретно для данного урока, отводя для каждого из них определенное место, обязательно со стороны видящего глаза.

Материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации.

  1. Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью (глянцевый картон, глянцевое ламинирование, под стеклом)
  2. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму, цвет, соразмерное соотношение.
  3. Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зеленого цветов). Демонстративный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым часто воспринимается ребенком с нарушенным зрением как оранжевый; синий с красным — фиолетовый; фиолетовый с коричневым — черный и т. д.)
  4. Следует избегать излишнего загромождения картины или карты деталями, затрудняющими их обозрение и понимания.
  5. На одном уроке используют 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия.
  6. Если ребенку врач назначает окклюдор, то ученик стоит у доски со стороны открытого глаза (Наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа. Наклейка на правом глазу, ученик стоит от доски слева).
  7. Если у учителя есть комплект небольших картин в количестве, необходимом для обеспечения каждого ученика с нарушенным зрением, то это дает возможность одновременного, индивидуального обозрения картины данными школьниками.
  8. Некоторые рисунки требуют специального приспособления, доработки их для применения в общеобразовательном классе, имеющих детей с нарушением зрения. Если же доработать рисунок почему-либо нельзя, то лучше отказаться от его употребления в качестве наглядного пособия. (Если на рисунке на фоне снега изображен белый медведь, то детям трудно его различить. Чтобы приспособить для восприятия такой рисунок для школьника со слабым зрение, следует обвести контуры изображения медведя черной тушью.)
  9. В работе со слабовидящими рекомендуется использовать силуэтные рисунки. Эти рисунки удобны тем, что они просты, обладают минимумом деталей и хорошо воспринимаются слабым зрением.
    1. использование адекватного демонстрационного фона (черно-белый, зелёный, коричневый, оранжевый и т.п. — для обеспечения высокой контрастности фона к предметам) — доски, ширмы, исключающие предметное «зашумление» пространства, попадающего в поле зрения детей;
    2. обязательно обведение предмета по контуру указкой во время его демонстрации;
    3. адекватная организация рабочего места, обеспечивающая максимально удобное и полное восприятие учебно-развивающего материала в условиях нарушенного зрения (отсутствие лишних предметов на рабочей поверхности (на столе, на доске), в зоне, предполагаемой дистантной деятельности (например, в спортзале);
    4. рациональное расположение необходимого оборудования; учёт положения ребёнка по отношению к демонстрируемому материалу в зависимости от особенностей нарушенного зрения (например, при работе в условиях окклюзии в период плеопто-ортоптического лечения амблиопии и косоглазия);
    5. увеличение времени на рассматривание при первичном предъявлении материала;
    6. дублирование материала, демонстрируемого на доске (например, картины при фронтальном показе), в индивидуальном материале на подставке перед ребёнком (с усилением контура, удалением лишних фоновых деталей и т.д.) с учётом особенностей зрительного нарушения (например, при астигматизме использование контурных изображений нежелательно, лучше заменить их силуэтными);
  10. Предпочтительнее использовать черные изображения на белом или желтом фоне и наоборот.
  11. При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета.
  12. Приемлемо написание ручкой зеленого, черного и красного цвета.

Классные доски рекомендуется иметь зеленого цвета. Следует обращать внимание на то, чтобы на этих досках не было меловых и световых бликов для более четкого восприятия.

Обычно в школах используется белый мел, который должен быть мягким, благодаря чему получаются ясные широкие линии, и при письме такой мел не крошится, что дает возможность избежать пыли, вредной для глаз.

  • высота букв при письме на доске должна быть не менее 10-15 см, ширина — 8 см,
  • расстояние между буквами — 3 см, между словами — 10 см, между строчками — 14-15 см (размеры могут быть изменены в соответствии со зрительными возможностями учащихся класса);
  • писать на доске следует брусковым мелом, штрихом в ширину грани мелка;
  • доска предпочтительна чёрного или зелёного цвета, без бликов, с идеально чистой поверхностью под читаемым материалом;
  • желательно использование цветных мелков, усиливающих эффект восприятия на оптимальном контрасте (например, на зелёной доске очень хорошо воспринимается надпись в жёлтом цвете, на чёрном — в розовом и т.д.).

Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом.

Отсутствие лишней информации в зоне обзора.

Для профилактики зрительного утомления должна строго регламентироваться зрительная работа. Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут.

У слабовидящих школьников младших классов самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке, у старшеклассников — на втором и третьем уроках. Работоспособность меняется в течение недели. Самая высокая работоспособность наблюдается по вторникам, тогда как начиная с четверга она снижается и достигает минимума в субботу.

При проведении коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки: повышение ее цветочувствительности.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и т.п.) также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1-2 классы: 7-10 минут, 3-4 классы: 10-15 минут, 5-11 классы: 15-30 минут).

Зрительная релаксация

Необхоимо приучать ребенка самостоятельно применять глазную гимнастику дома и по мере возможности в школе, на занятиях где имеется зрительная нагрузка:

  • перед зрительной работой (рассматривание) — на активизацию зрительных мышц;
  • после зрительной (непрерывной) нагрузки — на расслабление зрительных мышц.

Для тренировки различных мышц глаз, их пластичности и скоординированности целесообразно использовать различные тренировочные лабиринты для глаз.

Траектории для быстрого снятия напряжения глаз

Литература:
  1. Moustafine R. I., Bukhovets A. V., Sitenkov A. Y., Kemenova V. A., Rombaut P., Van den Mooter G. Eudragit® E PO as a complementary material for designing oral drug delivery systems with controlled release properties: comparative evaluation of new interpolyelectrolyte complexes with countercharged Eudragit® L 100 copolymers. Molecular Pharmaceutics. 2013; 10(7): 2630–2641. DOI: 10.1021/mp4000635.
  2. М.П. Киселева, З.С. Смирнова, Л.М. Борисова и др. Поиск новых противоопухолевых соединений среди производных N-гликозидов индоло[2,3-а] карбазолов // Российский онкологический журнал. 2015. № 1. С. 33-37.
  3. Haeser, «Handbuch der Gesch. d. Medicin».
  4. https://mag.103.by/topic/46673-chem-dalyshe-ot-doski-tem-polezneje-dlya-glaz-oftalymolog-rasskazala-gde-sidety-za-shkolynoj-partoj/.
  5. https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Care7&trd=15866.
  6. https://urok.1sept.ru/articles/670867.
  7. Харенко Е. А., Ларионова Н. И., Демина Н. Б. Мукоадгезивные лекарственные формы. Химико-фармацевтический журнал. 2009; 43(4): 21–29. DOI: 10.30906/0023-1134-2009-43-4-21-29.
Карпенко Любовь Сергеевна/ автор статьи

Ведущий врач
Ведет прием в поликлиниках:
Поликлиника №55
Медицинский стаж: 19 лет
Подробнее обо мне »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Глаукома и лечение глаз
Adblock
detector